Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает

Содержание
  1. Нефть дешевеет, а бензин в России все равно продолжает расти – рассказываю почему так происходит и кто виноват
  2. Какова сейчас цена на бензин за литр, из чего она складывается, какова себестоимость бензина
  3. Какие сейчас налоги на бензин и какова его реальная цена без учета налогов
  4. Причины постоянного роста цены
  5. Почему государство ничего не предпринимает для реального сдерживания цен
  6. Почему дорожает бензин в России в 2018 а нефть дешевеет?
  7. С ностальгией о прошлом
  8. Неправильная закономерность
  9. В сравнении с другими странами
  10. Дела насущные
  11. Новый Год – новые цены? Чего ожидать россиянам 1 января 2019 года?
  12. «Топливный парадокс»: почему в России бензин не дешевеет вместе с нефтью
  13. Почему бензин не дешевеет вместе с нефтью?
  14. А что за рубежом?
  15. Почему, когда нефть дешевеет, бензин дорожает?
  16. От чего зависит цена на бензин
  17. Налоговый демпфер как главный фактор роста цен
  18. Чего ждать инвесторам
  19. Подведём итоги
  20. Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает. Будем говорить про нашу Россию – 4КОЛЕСА – медиаплатформа МирТесен
  21. Цена барреля
  22. Про внутреннюю цену на сырье
  23. Про монополии
  24. Про экспорт и мировой рынок
  25. Дефицит на внутреннем рынке
  26. Налоги с литра топлива
  27. Сырьевая экономика
  28. ИТОГ + ВИДЕО
  29. Почему цена на нефть падает, а топливо дорожает?
  30. Сколько на самом деле стоит топливо?
  31. Что делает правительство?
  32. Как рос акциз?
  33. Что происходит сейчас?

Нефть дешевеет, а бензин в России все равно продолжает расти – рассказываю почему так происходит и кто виноват

Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает

Заехал тут на заправку и натурально за голову схватился. Нефть дорожает — бензин не отстает. Нефть дешевеет — бензин продолжает бодро карабкаться вверх.

По итогам этого года выяснилось, что цена горючего на АЗС росла даже быстрее, чем официальная инфляция. Если инфляция, по данным Росстата, к сентябрю 2020 выросла на 3,2 %, то бензин и дизтопливо — на 3,5 %.

Я делаю очевидный вывод — горючка у нас может только дорожать. Хотите знать, почему я так уверен в этом? Постараюсь доступно разложить все по полочкам.

Какова сейчас цена на бензин за литр, из чего она складывается, какова себестоимость бензина

Актуальная ситуация по ценам такая.

Бензин — это нефтепродукт. Его не качают из недр чистоганом, а перегоняют из сырой нефти. Как и в случае с любым другим товаром, по пути от нефтяной скважины до колонки на АЗС его реальная себестоимость обрастает кучей издержек.

Вот основные:

  • себестоимость нефтедобычи;
  • хранение и переработка сырья;
  • транспортировка;
  • перевалка;
  • затраты на обслуживание АЗС;
  • прибыль для оптовых поставщиков;
  • прибыль для розничных продавцов.

По итогам 2019 года себестоимость эталонной марки АИ-92 составляла 16,4 рубля за литр. Как 16 превращаются в 40 с гаком?

Кто виноват — налоговая нагрузка или жадные нефтяные компании, которые хотят зарабатывать больше? Истина, как всегда, где-то посередине.

Какие сейчас налоги на бензин и какова его реальная цена без учета налогов

Чтобы ничего не придумывать и не сочинять, процитирую Федеральную антимонопольную службу: «Составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 65 %».

Так было не всегда. Еще к началу 2019 года все налоговые издержки составляли не больше 30 % от цены. Но март для отечественной нефтянки оказался трудным во всех смыслах.

Во-первых, коронакризис существенно уменьшил спрос, сократив экспортные поступления. А во-вторых, начались нефтяные конфликты с саудитами и США, в результате которых цены за баррель рекордно обвалились.

Бюджету нужно наполняться, а потому извольте раскошелиться.

Текущая структура.

Теперь — подробнее о структуре самих налогов.

Если рассматривать всю цепочку от нефтедобычи до конечной реализации, цена топлива обрастает следующими налогами:

  • НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых;
  • НДД — налог на дополнительный доход;
  • акцизы;
  • демпфер;
  • налог на добавленную стоимость.

Какая же цена без налога? Об этом тоже узнаем у Росстата.

Так что получается — правительство забирает весь профит себе, а нефтяники и потребители страдают? Не совсем так. Правительство поддерживает нефтяников: может снижать акцизы либо урезать экспортную пошлину.

Так что отдуваться придется конечному потребителю, то есть нам с вами.

Причины постоянного роста цены

Есть три ключевые причины, из-за которых бензин у нас все время будет дорожать.

Цена на нефть исторически растет. Это неизбежно: доступные месторождения качественной и легкой для переработки нефти истощаются. Добывать становится дороже; черное золото тоже поднимается в цене, а вместе с ним и все продукты его переработки.

Цена привязана к валюте. Россия — страна-экспортер. Продает всем и обеспечивает себя. Для расчета цены нефтепродуктов пользуются принципом Netback, то есть точка отсчета — чистая цена реализации, привязанная к валюте.

Когда падает цена нефти — ослабляется рубль. Ослабляется рубль — дорожает валюта. Дорожает валюта — дорожает и бензин.

Третья причина — структура самого российского нефтяного бизнеса. В западной модели он исторически сложился так, что госучастие минимальное — львиная доля разрабатывалась корпорациями.

У нас независимый рынок начался всего лишь 30 лет назад. Нефтяные компании — одни из основных доноров бюджета, поэтому и обдирают их по полной. Ну и нас вместе с ними — чтобы все стекалось в одну кубышку.

Почему государство ничего не предпринимает для реального сдерживания цен

Пока у государства есть один механизм сглаживать ценовые скачки и делать подорожание относительно плавным — снижение акцизов для нефтяных компаний.

На этот шаг правительство пошло еще в 2018 году, чтобы остановить бурный рост цен на бензин и дизтопливо для конечных потребителей.

Возможны и компенсации в виде урезания экспортной пошлины, о котором я говорил выше. Но на этом пока все. По крайней мере, так говорят в самом правительстве.

Госрегулирования цен на бензин не будет — так прямо и заявили. Вице-премьер Дмитрий Козак сказал, что государственное регулирование цен на бензин в текущих реалиях просто невозможно организовать.

Любая попытка приведет к коллапсу. «Очереди за бензином и так далее… Мы уже это проходили», — заявил чиновник.

За 30 лет сложился свободный рынок, на котором невозможно ввести государственное регулирование. Поэтому правительство будет вмешиваться только для того, чтобы удержать цены на горючее в пределах инфляции.

Расскажите — как вы бы разрулили эту проблему?

Почему дорожает бензин в России в 2018 а нефть дешевеет?

Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает

Автовладельцы с ужасом наблюдают сложившуюся картину: цены на бензин не только не снижаются, но и с нового года, снова ожидается повышение стоимости 1 литра. «Почему бездействует Федеральная Антимонопольная служба Российской Федерации?», «Куда смотрит Правительство?» и «Когда все это закончится?» — сетуют недовольные граждане нашей страны.

В данной статье мы разберемся с текущей энергетической ситуацией, а так же сделаем прогноз, какой же стоимости будет автомобильное топливо в грядущем, 2019 году?

С ностальгией о прошлом

Граждане более старшего возраста наверняка ностальгируют о советском времени. Конечно, оно тоже было несовершенно. Но зато товары в СССР славились своим качеством. Так говорят и о бензине.

Помимо качественных характеристик автомобильного топлива того времени современные аналитики отмечают и его советскую стоимость. Цены в то время выстраивались не за 1 литр бензин, а за 10. Причем стоял он копейки. В буквальном смысле слова.

Заправка автомобиля по стоимости приравнивалась к стоимости пары литров молока. А сейчас…?

Между прочим, за все существование СССР бензин дорожал всего 2-3 раза. В современной же истории, изменение цены на бензин, а если быть точнее, практически постоянное ее увеличение, явление уже устоявшееся. Почему в современной России такая ситуация стала нормой? Корень проблемы стоит в неусовершенствованном регулировании. Подробнее – в следующих пунктах статьи.

Неправильная закономерность

Раньше, когда цены на нефть были дорогими, Правительство нашей необъятной родины утверждало, что именно поэтому у нас в стране такой дорогой бензин. Это и понятно. И даже логично. Ведь в стоимость бензина непосредственно включена стоимость нефти, ее переработка и т.д.

Затем нефть стала дешеветь. Но цены на автомобильное топливо, вслед за ней, дешеветь не стали. Мало того, они вновь стали повышаться. «Где логика?» — спросят читатели.

Не все так просто.

В сложившейся ситуации возмущенным гражданам нашей страны предложили мыслить шире: то есть, учесть то, что стоимость бензина складывается не только из стоимости нефти, но и других составляющих.

На «Прямой линии с Президентом» несколько лет подряд народ пытался добиться ответа и задавал многочисленные вопросы Главе Государства о том, почему цены на нефть падают, но при этом, бензин не дешевеет, а продолжает дорожать.

Президент Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин, таким образом обосновывал столь высокую ценовую планку бензина: «Это связано со многими факторами. Цена определяется и внешней конъюнктурой, и, если у нас свободный рынок, то мы принципиально не можем свои цены держать по-другому, чем в соседних странах.

Иначе нам нужно будет просто создавать новый железный занавес».

То есть, гражданам по всем Федеральным каналам объясняли, что в стоимость бензина входит:

  1. Нефть (не более 15%);
  2. Налоги и акцизы (65%);
  3. Расходы на добычу и переработку, которые, кстати, зависят от курса (оставшиеся 20%).

По факту, оказалось, что количество и стоимость нефти не столь сильно влияет на ценовую политику автомобильного топлива в России.

Хорошо. Тогда разберем самый существенный составляющий фактор – налоги и акцизы. Когда весной 2018 года, произошло максимальное возрастание цены на бензин, Правительство, в качестве сдерживающего фактора решило отменить запланированное повышение акцизов.

Рост цен на бензин приостановился. Однако в конце августа стало известно о намерении Правительства повысить акцизы на бензин и дизельное топливо на сумму 2 тысячи 700 рублей и 3тысячи 700 рублей на каждую тонну соответственно.

Данное повышение планируется ввести с 1 января 2019 года.

В сравнении с другими странами

Считается, что в «богатых» странах цены на бензин выше, чем в «бедных». На это оказывает влияние и уровень доходов населения, ведь, по законам экономики, все же спрос рождает предложение. Другими факторами, влияющими на уровень мировых цен на бензин, являются: добыча нефти, экспорт/импорт топлива, налоговая нагрузка, субсидии, санкции и т.д.

Почему же бензин в России стоит примерно столько же, сколько и в США? Ведь Россия занимает одно из лидирующих мест в мире по добыче нефти, а так же по ее экспорту, а вот США, напротив, является одним из ведущих импортеров нефти.

Либералы утверждают, что все дело в конкуренции. Америка конкурентная страна, поэтому там держатся рыночные цены, и маржа, как правило, минимальная.

Причём, в США стоимость бензина очень чутко реагирует на любое изменение стоимости 1 барреля нефти. А в России почему-то все наоборот, поэтому и цены на бензин выше.

В США и в других странах Европы бензин в основном зависит от цен на нефть. «В нашей стране специфическая структура стоимости топлива, в которой доля самой нефти крайне мала», – рассуждает главный аналитик «КИТ Финанс Брокер» Дмитрий Баженов.

Для России в целом важна рублевая цена на нефть. Ведь, при падении долларовых цен на нефть, именно рублевая, будет снижаться в значительно меньшей мере.

Глава Российской Федерации в своем интервью признает: «Цена на бензин в США чуть-чуть выше, чем у нас. Однако, там и доходы граждан выше…». «Государство не может субсидировать внутренние цены на бензин в ситуации ползучего курсового снижения рубля» — комментирует эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский.

Российский политический и государственный деятель Борис Ефимович Немцов часто негативно высказывался об экономическом строе России. Немцов считал, что главной причиной постоянного подорожания бензина является недостаточно развитая антимонопольная политика.

Вот что говорил по этому поводу Борис Ефимович: «Происходит это ровно из-за того, что основа русского капитализма — монополия.

Причем во всех сферах жизни: начиная от «Газпрома» и заканчивая, например, коммунальными монополиями или монополиями на рынке нефтепродуктов и так далее… Россия — крупнейший производитель нефти, в то же время наш бензин дороже, чем в США…».

Дела насущные

Правительство не остается в стороне от обсуждений насущных проблем, и идет на контакт с Федеральными средствами массовой информации. В последних числах октября текущего года премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев дал указание о заморозке цен на бензин.

Медведев поручил Министру регионального развития Российской Федерации Дмитрию Козаку проконсультироваться с нефтяными компаниями.

Вагит Юсуфович Алекперов, Генеральный директор ПАО «Лукойл», в одном их своих интервью, на петербуржском экономическом форуме признался, что «Сегодня Компания несет убытки на розничном рынке». Козак же в свою очередь считает жалобы компаний о недополучении прибыли недопустимыми. Соглашение с нефтяниками о стабилизации ситуации подписано сроком до 31 марта 2019 года.

Эксперты и аналитики твердо уверены, что для выхода из напряженной ситуации на топливном рынке, Правительству Российской Федерации, в первую очередь, необходимо решить проблему объемов экспорта.

Глава Правительства уже рассматривает инициативу юридически обязать все российские нефтяные компании и независимые НПЗ (Нефтеперерабатывающие заводы России) поставлять на внутренний рынок определенное минимальное количество топлива.

Министр энергетики Российской Федерации, Дмитрий Новак, так комментирует новые обязательства нефтяных компаний: «Договоренность включает обеспечение производства на уровне не менее чем дополнительно 3% к уровню прошлого года соответствующего календарного месяца».

Если договориться о стабилизации ситуации (сдерживании цен) не получится, Дмитрий Медведев будет вынужден принять решение о вводе запретительных пошлин на экспорт нефти. Однако же аналитики считают, что такие меры непосредственно пагубно отразятся на заправках. В регионах, ввиду последних новостей, уже пошли слухи о повышении стоимости проезда в общественном транспорте.

Несмотря на то, что цены на бензин, по официальным статистическим данным, не менялись уже с мая месяца текущего года, их планка существенно высока для обывателей с низким доходом.

Павел Филипченко, Президент Амурского топливного Союза высказывается о розничных ценах на бензин: «У независимых автозаправочных станций своих собственных заводов нет, поэтому розничные цены, которые потребители видят на сегодняшний день, складываются таким образом по причине высокой планки оптовых цен. Независимые участники просто вынуждены устанавливать розницу исходя из закупа».

Российская нефтегазовая компания «Роснефть» так же принимает активное участие в обсуждении насущных проблем.

Так, в первых числах ноября «НК Роснефть» направила Правительству ряд предложений по стабилизации ситуации на энергетическом рынке страны.

При чем, в письме четко указано, что компания неукоснительно придерживается договоренности по удерживанию цен на розницу на уровне 30 мая 2018 года.

По официальным данным, «Роснефть» обеспечивает треть внутреннего розничного рынка топливом и перевыполняет нормативы биржевой торговли. Так, по итогам октября 2018 года было реализовано:

  • Бензина – 19% от общего производства (при нормативе 10%!);
  • Дизельного топлива – 8% от совокупного производства (при нормативе 5%!)

Новый Год – новые цены? Чего ожидать россиянам 1 января 2019 года?

Федеральная Антимонопольная служба Российской Федерации в 2018 году тщательно занялась проверкой ценообразования литра бензина.

Из публичных официальных данных, действительно, можно констатировать факт, что многие российские компании в данный момент нацелены на экспорт автомобильного топлива. Получается, что количества бензина на внутреннем рынке становится меньше. Придерживаясь такой тенденции, соответственно, цены будут расти постоянно.

Эксперты уверены, что правительство вновь допустит рост цен на бензин, как минимум, в размере инфляции. На такие доводы Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Козак парирует тем, что, возможно, повышение и будет, но только лишь в рамках инфляционных показателей, а именно, не более 4-4,6% в год.

Спикер верхней Палаты, Валентина Матвиенко уверена, в условиях, когда рост цен на бензин будет обгонять инфляцию, нужно будет действовать оперативно и жестко. В своем выступлении в Совете Федерации она была возмущена: «Какое сельское хозяйство у нас будет развиваться, если в Забайкалье рост цен за год составил 128,9%? А ведь там в данный момент и так непростая экономическая ситуация…».

Несмотря на то, что Федеральная Антимонопольная служба Российской Федерации утверждает, что полностью контролируют ситуацию, российский топливный союз опасается очередных изменений, и прогнозирует очередной рост цен на бензин с января 2019 года. Аналитики предполагают, что повышение может составить до 10%. На такой скачок роста однозначно повлияет увеличение акцизов.

Михаил Леонтьев, пресс-секретарь ПАО НК «Роснефть» комментирует сложившуюся ситуацию так: «Сейчас до 70% цены составляют налоги. Я хочу напомнить, что сейчас акцизы повысились на 7%. Поэтому практически все компании максимизируют экспорт.

Хочу заметить, что «Роснефть» этого практически не делает!». Глава Компании считает, что бензин перестанет дорожать в том случае, если все российские нефтяные компании станут перерабатывать в России минимум 17,5% добытой ими нефти.

Леонтьев считает, что именно такого объема хватит, чтобы рынок «насытился» топливом.

Аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов, весьма четко высказывает свою позицию по этому поводу: «Цена бензина будет расти и далее, если в Налоговом Законодательстве Российской Федерации в ближайшем времени не произойдет никаких существенных изменений».

А директор центра политической информации, Алексей Мухин, уверен, что «Правительство само дает повод для критики. Однозначно, повышение акцизов повлечет за собой рост цен на бензин». Вообще многие эксперты задаются вопросом, для чего повышать акцизы при явном профиците бюджета?

Итак, исходя из массовых оценок эксертов, следует сделать неутешительный вывод о том, что в новом году россиян все-таки ждет очередное повышение цен на бензин.

Козак уже не раз допускал такую мысль в своих интервью на Федеральном Канале. Только вот в каком размере будет увеличение? Народ надеется, что оно хотя бы не превысит инфляцию.

Ведь в противном случае некоторым гражданам просто, в буквальном смысле, придется отказаться «от руля».

«Топливный парадокс»: почему в России бензин не дешевеет вместе с нефтью

Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает

Нефть – самое продаваемое сырье в мире, при этом Россия является одним из крупнейших экспортеров «черного золота» на мировом рынке, и весьма заинтересована в высокой выручке своих нефтяных компаний.

Основные игроки – «Роснефть», «Газпром Нефть» и «Лукойл».

Первые две компании по большей части принадлежат государству, а третья компания хоть и находится в частных руках, но также является крупным налогоплательщиком.

По разным оценкам, налоговые поступления от нефтяников составляют почти половину всего российского бюджета – а значит, экономика страны напрямую зависит от цен на нефть и благосостояния нефтедобытчиков.

Стоимость нефти формируют сразу несколько различных критериев. Первый и основной – баланс спроса и предложения (чем выше спрос, тем дороже будет продаваться нефть).

Вторым основным фактором являются ожидания в изменениях спроса и предложения. Допустим, начало войны в стране, добывающей около 1-2% мировой нефти, может привести к резкому взлету котировок, так как на рынке будет ожидаться сильный дефицит в связи с прекращением поставок.

Также одним из самых серьезных факторов, влияющих на нефтяные котировки, являются квоты на добычу «черного золота» – их устанавливает организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Снижение квот оказывает влияние на количество нефти, предлагаемой к продаже, и повышает ее стоимость.

В начале марта 2020 г.

страны ОПЕК+ намеревались заключить новый договор о сокращении добычи, однако сделать это не удалось – Россия отказалась дополнительно снижать уровень производства из-за распространения коронавируса. После этого, установившаяся за последние годы «стабильность» на нефтяном рынке, разрушилась. Рынок отреагировал моментально – стоимость барреля нефти рухнула почти на 30%.

Среди других причин: стихийные бедствия, техногенные аварии, научные разработки в сфере экологии, в том числе экологического транспорта, политическое решение об увеличении или уменьшении нефтяных запасов в развитых странах.

Огромную роль в нынешней ситуации с нефтяными котировками сыграла пандемия коронавируса – производственные мощности многих стран уменьшились из-за карантинных мер и рынок перенасытился нефтью. Да и общие настроения на рынке по поводу дальнейшего распространения инфекции, конечно, оказывают свое влияние.

Почему бензин не дешевеет вместе с нефтью?

Обывательская логика подсказывает, что снижение стоимости сырья должно удешевлять и конечный продукт – топливо. Однако на деле не все так просто – за последние 10 лет цена барреля нефти колебалась, то падая, то снова возрастая, при этом стоимость бензина преимущественно росла.

Такие парадоксальные, на первый взгляд, изменения происходят из-за того, что на самом деле доля сырой нефти в себестоимости товарного бензина составляет примерно 4-6%. Проще говоря, даже если бы нефть обвалилась в 2 раза, на конечной цене бензина это могло бы отразиться в пределах 2-3% удешевления.

В стоимости бензина, помимо расходов на его производство, «сидит» много налогов – около 60%. Сюда входят НДС, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, налоги на прибыль, налоги с фонда оплаты труда и др.

«В России цена на бензин не привязана к цене на нефть, никакой прямой зависимости нет. Поэтому ждать, что она упадет после обвала нефти – глупо.

Цена упала на фьючерсы, то есть контракты долгосрочные – это не контракты сегодняшнего дня, они будут исполняться позже.

К тому же на нашем рынке львиную долю стоимости бензина составляют налоги и акцизные сборы», – поясняет экономист Игорь Артемьев.

Действительно, в последние годы сильно выросли акцизы на топливо. К примеру, для бензина марки АИ-95 в пересчете на литр они составляют около 10 руб.

Государство устанавливает эти акцизы из-за необходимости некой «балансировки» во время экономического кризиса. Проще говоря, такими мерами оно обеспечивает финансовую стабильность для нефтяных компаний (основных налогоплательщиков), которые терпят убытки из-за падения мировых котировок.

Некоторые эксперты отмечают, что российским компаниям выгоднее отправлять нефть за рубеж, чем заниматься ее реализацией внутри страны – это связано с падением рубля.

Логика такая – продавай свой продукт за валюту и будешь в плюсе.

При этом внутри страны возможно образование дефицита нефтепродуктов, который в конечном итоге приведет к их подорожанию.

«Выход России из соглашений по ОПЕК+ фактически снимает ограничения по поставке нефти на внешние рынки, поэтому нефтяные компании наверняка попробуют нарастить объемы экспорта, и это может привести к дефициту нефти и нефтепродуктов для внутреннего рынка, а как следствие, к повышению цен», – рассказал изданию «74.ru» директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.

Также на итоговую стоимость литра бензина влияет география, особенно в России. В стране существует не так много нефтеперерабатывающих заводов, поэтому бензин приходится доставлять на большие расстояния.

«Даже с Ачинска у нас, чтобы доставить бензин до Красноярска – 1,5 руб. плюсом сразу закладывается в стоимость. Топливо локализовано в виде НПЗ, если мы, допустим, повезем еще дальше – транспортный расход будет еще выше. У нас на конечной заправке маржа (разница между ценой и себестоимостью) смешная – в хорошие годы она была 3 руб. с литра», – отмечает экономист Игорь Артемьев.

Итак, повышение стоимости бензина складывается из следующих факторов (в большей или меньшей степени):

  • Государственное регулирование – налоги и акцизы
  • Операционные расходы
  • Падение или взлет нефтяных котировок
  • Колебание валютного рынка
  • Коммерческая ориентированность нефтяных компаний

А что за рубежом?

Что касается опыта развитых стран Запада, то там ситуация обстоит совсем иным образом – цены на бензин напрямую привязаны к нефти. К тому же там существует реальная конкуренция между нефтяными компаниями, а экономика не столь зависима от их благополучия.

Более того, тому же правительству США выгодно, чтобы бензин в их стране дешевел – логистика также будет дешевле, а значит, снизится и цена на товары, за которыми пойдут радостные покупатели, ведь они только что сэкономили на заправке своего автомобиля.

Многие эксперты уверены, что российские власти изначально выбрали неверный путь развития нефтяной отрасли, а теперь никто уже не хочет распутывать этот огромный клубок опрометчивых решений. При этом они как бы сами не хотят замечать проблем – президент удивляется росту стоимости бензина на 10% в год, а антимонопольщики постоянно заводят дела, которые в конечном итоге ничего не меняют.

Цены на топливо все равно будут расти, потому как благосостояние нефтяников имеет слишком большую важность для бюджета страны, а значит, для ее существования в целом.

Почему, когда нефть дешевеет, бензин дорожает?

Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает

Почему бензин в России не дешевеет?

Весной 2020 г. фьючерсы на нефть уверенно устремились к историческим минимумам и даже ушли в отрицательную зону. Самый частый вопрос во время подобных кризисов: почему, когда нефть дешевеет, бензин дорожает? Сегодня разберём механизмы формирования цен на топливо и как это влияет на котировки акций энергетического сектора.

Если вам удобнее видео-формат, то рекомендую посмотреть мой видео-обзор. Не забудьте подписаться на ютуб-канал.

От чего зависит цена на бензин

Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инвестпортфель составляет более 1 000 000 рублей.

Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора, в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).

Подробнее

Торговля бензином в России полностью регулируется государством. Это приводит к тому, что его стоимость равномерно, но постоянно растет. Оптовая цена топлива на нашем рынке формируется под влиянием двух факторов:

  • правила налогообложения;
  • экспортная альтернатива (та цена, по которой топливо можно продать зарубежным покупателям).

На первый взгляд кажется, что во времена дешёвой нефти на отечественный рынок должен поступать больший объем бензина. На самом деле такого не происходит. Обвал цен на нефть обязательно приводит к обвалу рубля. А это значит, что внутренний сбыт становится менее выгодным. Он не может конкурировать с поставками за границу, оплата которых производится в твердой валюте.

Даже если будут снижены оптовые цены на НПЗ, тарифы АЗС отреагируют с большим опозданием. Это можно наблюдать на примере кризиса весны 2020 г. Стоимость тонны топлива на Санкт-Петербургской товарной бирже в апреле упала на десятки процентов. Но клиенты заправок увидели разницу в конечной цене лишь в 30–50 копеек за литр.

В Америке и Европе ситуация противоположная. Стоимость бензина почти точно повторяет котировки нефти. Средняя цена галлона (примерно 3.8 л) по США после обрушения фьючерсов на WTI составляла около $1,6. Относительно апреля 2019 г. она снизилась более чем на $1.2.

Основной фактор дешевизны американского бензина – доля налогов в его стоимости около 25%, а в России, по разным оценкам, порядка 70%. Второй фактор – ведущие компании находятся в частных руках, а между ними идет активная конкуренция.

Кроме того, в США правительство заинтересовано в снижении стоимости бензина на внутреннем рынке, а в России – нет.

Это объясняется тем, что нефтяной сектор в Штатах составляет около 1% ВВП, а остальная экономика и население от дешёвого топлива только выигрывают.

Налоговый демпфер как главный фактор роста цен

На протяжении последних лет государство стремилось максимально компенсировать потери бюджета от падения нефтяных котировок. Для этого были внесены следующие изменения:

  • увеличен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • снижены экспортные пошлины;
  • повышен акциз на бензин.

В результате цена литра топлива складывается из семи составляющих. На диаграмме ниже приведены данные за 2019 г. о степени влияния каждого их этих факторов.

Цена сырой нефти, из которой был изготовлен литр бензина, составляет не более 7% его стоимости. Ненамного больший вклад вносит транспортировка и переработка. АЗС имеют маржу в несколько процентов. Все остальное – платежи в бюджет.

В 2019 г. был создан механизм налогового демпфера. Речь идет примерно о 65% прибыли нефтяников от продажи топлива за рубеж или на домашнем рынке.

Если за счет внутреннего сбыта компания заработала больше, чем получила от экспорта, она должна перечислить в бюджет соответствующую сумму.

Если же поставлять топливо за границу выгоднее, государство будет выплачивать компенсацию за реализованный в России объем. задача такого подхода – не допустить в стране дефицита бензина и резкого повышения цен.

В периоды дешевой нефти этот механизм не позволяет снизить стоимость топлива. НПЗ недополучает прибыль на внешнем рынке. Доход от торговли внутри страны начинает превалировать, значит, нужно делиться им с государством.

Важно, что при расчетах используется не фактическая цена, а базовая. Она устанавливается в начале года. Если нефтяники будут продавать свою продукцию дешевле, то сумма, которую им необходимо перечислить в бюджет, не уменьшится.

Компании не покроют свои издержки.

Государство может решиться на действия по снижению цен, если производители при поставках на внутренний рынок получают несоразмерно большую прибыль, чем при экспорте. В такой ситуации обязана вмешаться ФАС. Произойти это может, только если котировки нефти останутся на низких уровнях на протяжении продолжительного времени.

Ситуация 2020 года показывает, что потенциала для снижения у российских цен на бензин нет. С учетом базовой стоимости топлива, исходя из которой рассчитывается взнос в бюджет, точка безубыточности НПЗ составляет порядка 38 тыс. руб. за тонну. Оптовые цены в апреле уже упали ниже этого порога.

Чего ждать инвесторам

Кризис 2020 г. может оказаться более тяжелым для нефтяной отрасли, чем события 2008 и 2014 г.г. Во многом это обусловлено двумя факторами:

  • резким падением не только мировых котировок «черного золота», но и внутреннего спроса на бензин;
  • введением с 2019 г. механизма демпфера, ухудшающего положение российских компаний топливного сектора.

Чем ниже цена барреля на мировых биржах, тем больше денег российские нефтяники должны внести в бюджет. Ожидать, что правительство откажется от этого инструмента или хотя бы снизит базовую цену, которая превышает 53 тыс. руб. за тонну, не приходится. Оно нуждается в этих деньгах для компенсации дефицита бюджета, возникающего из-за дешевой нефти.

Некоторые компании уже начали задумываться о снижении производства топлива. Это неизменно повлечет за собой сокращение рабочих мест, затраты на консервацию оборудования.

Если такая тенденция наберет обороты, вернуться к прежним объемам после снятия глобального карантина быстро не получится.

Запуск нефтеперерабатывающего завода – такое же долгое и дорогое мероприятие, как и приостановка его деятельности.

Главный фактор, от которого зависит ущерб нефтедобытчиков и переработчиков, – длительность эпидемии коронавируса. Мое мнение – отрасль не сможет в 2020–2021 годах оправдывать ожидания инвесторов по стабильному росту выплат.

Так что наращивание доли топливно-энергетического сектора в портфеле нецелесообразно для тех, кто живет за счет дивидендного дохода. Ждать быстрого восстановления котировок акций до докризисных уровней также не приходится.

Единственный фактор, который способен поддержать российскую нефтяную промышленность, – ослабление рубля. Это поможет компенсировать падение экспортных цен.

Вместе с тем полного коллапса отрасли я не ожидаю. Правительства многих стран начинают осознавать, что продолжение тотального карантина приведет к полному краху экономики, и планируют постепенное возобновление деловой активности. История показывает, что котировки нефти имеют циклический характер: за спадом неизменно следует рост.

Подведём итоги

Россиянам при действующей налоговой системе не стоит ждать удешевления бензина. Существующий механизм формирования цен этого не допустит. Государство не заинтересовано в снижении стоимости топлива. Его главная задача – пополнение бюджета из всевозможных источников. НПЗ также не готовы к падению отпускной цены, так как это приведет к росту их убытков.

Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает. Будем говорить про нашу Россию – 4КОЛЕСА – медиаплатформа МирТесен

Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает

В общем после статьи про себестоимость литра бензина, я обещал да и многие до сих пор пишут такой важный и животрепещущий вопрос – а почему бензин дорожает, когда по сути, нефть падает в цене на обще мировых площадках? Как такое может происходить, ведь по сути это не поддается логики. Так думает примерно 90% обывателей, но если разобраться, то все становится на свои места. Я конечно не супер эксперт, но кое-что знаю и понимаю, поэтому разложить на пальцах ситуацию вполне могу …

Конечно, если взять интервал цен скажем с 2013 по 2016 год, то цена нефти упала примерно в три раза. Соответственно логично предположить, что цена бензина также должна упасть примерно в три раза.

Ведь когда нефть росла нас «кормили» байками что – бензин дорожает от того что нефть на мировых рынках растет! Так почему же не происходит обратный откат? По сути все просто, постараюсь рассказать все по полочкам.

Цена барреля

Для начала скажу про скачки с курсам рубля, и про цену барреля нефти (около 160 литров). Тут знаете как на качелях.

Ситуация первая, процветающая:

Помните золотые времена 2012 – 2013 года. Доллар по 30 с небольшим, да и цена барреля по 100 долларов. Если перевести на рубли, то эти 160 литров стояли примерно 30 Х 100 = 3000 рублей. Для нас простых Россиян это было как в раю, цены на импортные товары, на все были дешевые – телефоны, машины, оборудование, компьютеры, одежда и т.д.

Ситуация вторая, катастрофическая:

2014 — 2016 года. Доллар 80 рублей, цена барреля 37 долларов. Вы удивитесь, но цены, для нефтяных компаний, почти не поменялись – 80 Х 37 = 2960 рублей (за бочку). Вот только все товары выросла, катастрофически, потому как они все импортные. Жить стало почти в два – три раза дороже. Но бензин в цене не упал, потому как в рублевом эквиваленте он практически остался на прежнем уровне.

Про внутреннюю цену на сырье

Первое что нужно понимать, это то что — внешние цены на нефть практически не влияют на внутреннюю цену на бензин.

Мы же не закупаем ее у других стран, мы ее добываем сами, то есть наш Российский рынок, практически никак не подвержен перепадам «долларового барреля».

Если мы возьмем с вами внутреннюю цену, то она с 2014 года, по сегодняшний день практически не падала. А постоянно росла, за два с лишним года примерно на 30%.

Так почему такое происходит? Здесь несколько факторов

  • Нездоровая конкуренция, все же нефтяной рынок в России поделен между несколькими крупными монополистами, которые еще и в сговор могут вступать – хотя сейчас кричат на всех углах, что это не так.
  • Компенсация этими копаниями доходов, которые они потеряли с экспорта. То есть во всем мире нефть подешевела в три раза, но не в России, по сути, здесь она осталась на этом же уровне (даже подорожала).
  • Сырьевая модель экономики, которая давно себя уже изжила.
  • Налоговая составляющая государства, которая также постоянно растет.

Теперь будем разбирать более подробно.

Про монополии

Что и говорить, сейчас на рынке России есть всего несколько крупных игроков, которые владеют 90 – 95% рынка. Их кстати меньше чем у вас пальцев на двух руках, все мы их прекрасно знаем, так что рекламировать их не буду.

Именно они являются основными налогоплательщиками в бюджет государства, если верить всевозможным экспертам, то от этих налогов бюджет России пополняется примерно на 50 – 60%! Только вдумайтесь в это! Конечно этим компаниям, да и государству в каком-то роде, выгодно чтобы цены на бензин или дизель, на внутреннем рынке не падали, иначе они не получат своего дохода, а государство не получит своего отчисления в бюджет! По сути, из этих доходов складываются и пенсии, и зарплаты бюджетникам – военнослужащим, полиции, врачам, преподавателям и т.д.

Если доходов не будет или они упадут из-за дешевеющей нефти, то в первую очередь пострадают именно простые люди, те профессии, которые я вам перечислил. Это несомненно отобразится на всей экономической составляющей страны, полетят увольнения, сокращения, упадут доходы.

Поэтому правительство, не смотря на заверения нашего президента, спускает нефтяным компаниям «многое с рук». Лично я вижу это так – пусть договариваются (монополии), лишь бы платили налоги. Поэтому уменьшения цены на бензин ждать не стоит, в лучшем случае она зафиксируется, в худшем будет расти. Не смотря на спад мировых котировок.

Про экспорт и мировой рынок

Знаете нефтяным компаниям выгодно продавать нефть за рубеж, что косвенно толкает цены вверх. Ведь на Российском рынке ее остается все меньше и меньше, с одной стороны мы пополняем казну за счет долларов и евро других стран, с другой стороны мы заставляем дорожать литр бензина на внутреннем рынке!

«Как так, Почему?» — спросите вы. Этому есть одно прекрасное объяснение, здесь государство стимулирует такие процессы, как бы, не прискорбно это звучало. Так как наполняемость казны зависит от продажи нефти на экспорт, правительство делает нефтяным компаниям поблажки для стимулирования продаж именно за рубеж.

Смотрите все просто налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) растет с каждым годом.

Если в 2014 году он был 493 р. за тонну, в 2015 стал 530 рублей за тонну, а в 2016 планируется вывести до 559 рублей.

А вот экспортная составляющая (пошлины) наоборот падает:

В 2014 снизилась до 59%

2015 минус еще два процента, а это 57%

2016 снизилась до 55%

И по словам правительства будет падать и дальше. Так что производителям выгодно продавать на экспорт, просто больше дохода, чем на внутренний рынок. А мы свами будем платить за дорожающий бензин, причем каждый год, и нам будут говорить, что это просто корреляция на инфляцию – печально. Хотя для зарубежных стран, топливо будет дешеветь.

Дефицит на внутреннем рынке

Скажите такого не может быть у страны, которая сама добывает нефтепродукты, а вот еще как может.

Что же — чем больше нефтяные компании будут продавать топлива на зарубежные рынки, чем меньше его будет оставаться на внутреннем, а это значит рано или поздно возникнет дефицит. Это еще одна причина, почему дорожает бензин.

Так, по мнению экспертов, внутренний рынок испытывает за последний год дефицит в 2 – 3%, что толкает оптовые цены вверх. Ведь мир слухами полон, поднимет один, за ним начнут поднимать другие.

Причем такая «истерия» может быть выгодна самим нефтяным компаниям, ведь народ будет «затариваться впрок» что еще больше подстегнет потребление, вот вам и рост.

Но справедливости ради, такие попытки эффективно гасятся антимонопольным комитетом (ФАС).

Налоги с литра топлива

Почему может еще дорожать – да потому что растут налоги. Как я писал в статье стоимость литра (если не перешли по ссылки сверху, то обязательно переходите) – цена складывается из многих составляющих.

С одной стороны, это разведка, добыча, переработка, транспортировка, и продажа (что делают все нефтяные компании) – в стоимости это примерно 51%.

С другой стороны это всевозможные налоги, (акцизы, НДПИ, НДС, налог на прибыль) – это еще 49%. Да, да вы не ослышались налогов почти половина. Если их государство повышает, соответственно вырастает цена литра, нефтяные компании не будут работать в убыток.

А с 1 апреля 2016 года, акцизы повышают на 2 рубля, вот и вам и прямой рост.

Сырьевая экономика

Что и говорить – обидно, когда целая страна живет за счет нефти, и зависит от нее так сильно! По сути если бы наша экономика, была скажем «инновационной» — то есть доход в бюджет получали бы от промышленных, сельскохозяйственных, it компаний — то скачки скажем с баррелем нам были бы пофиг, потому как доход складывался бы из другого. Но ситуация такова, что мы висит на нефтяной игле – и слазить с нее не хотим! А ждем, пока баррель подорожает.

Удручающая картина – УВЫ, УВЫ. Вот почему бензин будет только дорожать, и дорожать, доходы идут в основном от него!

ИТОГ + ВИДЕО

Таким образом, цена на бензин практически никогда не падала для нас простых Россиян, обидно! Ведь для развитых стран бензин подешевел если не в три раза, то значительно! Хотя у них доход и так намного выше, чем наш с вами.

Сейчас видео версия, смотрим.

Источник

Почему цена на нефть падает, а топливо дорожает?

Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает

Мы платим не за нефть, а государству.

Материалы по теме

Рыночная цена на топливо, как и на прочие товары, формируется соотношением спроса и предложения. Однако политика правительства в России направлена на то, чтобы он потихоньку дорожал.

Справедливости ради следует признать, что горючее у нас нет-нет, да и дешевеет. Если брать нынешний год, то в апреле, например, нефть упала вдвое по сравнению с февралем и средняя цена литра АИ-95 на автозаправках снизилась на три копейки, АИ-92 — на шесть (тоже копеек). А в начале 2016 года на фоне такого же двукратного падения нефтяных котировок бензин временно подешевел на рубль.

Почему сейчас не больше?

Сколько на самом деле стоит топливо?

При нынешней цене бензина (47–48 рублей за литр АИ-95) нефть в нем стоит рубля три-четыре. Вернее, это стоимость добычи, поскольку сама нефть создана природой бесплатно на радость российской экономике.

Еще несколько процентов составляют расходы на переработку и перевозку топлива, часть заложена как прибыль нефтеперерабатывающих заводов и АЗС. А львиная доля цены (около 70 процентов) приходится на выплаты в бюджет.

Налогов четыре: на добавленную стоимость, на добычу полезных ископаемых, на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и акциз.

Что делает правительство?

Материалы по теме

Российская экономика зависит от нефтегазовых доходов давно и прочно. Их доля в федеральном бюджете в 2019 году составила 40,8%. На них зиждется относительное благосостояние граждан.

За последнее десятилетие в промышленности снизилась доля всех отраслей, кроме сырьевой.

При такой зависимости, если долларовые цены на нефть падают, то рубль отправляется вниз вслед за ними, и в рублевом выражении стоимость сырья внутри страны снижается незначительно. Соответственно, нет причины дешеветь и бензину.

Мало того, если нефть дешевеет на международном рынке, то правительство поднимает внутренние налоги: надо же чем-то наполнять бюджет. Как следствие, нефтекомпании и АЗС склонны тоже повышать цены, чтобы сохранить доходы. И бензин, вместо того чтобы дешеветь, дорожает. Просто замкнутый круг! Правительство и не пытается его разорвать, потому что на нем нагуливается бюджет.

Акцизы на топливо растут регулярно. Они долго держались на одном уровне лишь однажды: с 2005 по 2010 год, поскольку именно в этот период нефть поднялась с 40 долларов до рекордных 147, и всем стало и без акцизов очень хорошо.

Как рос акциз?

Немного из истории. В январе 2001 года акциз на бензин с октановым числом выше 80 был установлен в размере 1850 рублей за тонну. В 2005 году — уже 3829.

С 2011 года налог стали считать исходя из класса экологической безопасности топлива, и акциз на «Евро-5» подняли до 5143 рублей. С 2012-го увеличили до 6822, сейчас — 12 752. Расслабляться рано.

Уже решено, что в 2021 году акциз на «Евро-5» составит 13 262 рубля, а в 2022-м — 13 793.

К слову, НДС с 2019 года тоже повысили, с 18% до 20%. По закону государство не вправе диктовать бизнесу цены на нефтепродукты, но, заботясь то ли о душевном здоровье конечных потребителей, то ли о собственном благополучии, оно разными хитрыми мерами пытается сглаживать резкие скачки цен так, чтобы рост соответствовал среднемесячной инфляции и Путин не слишком ругался.

Опять справедливости ради надо отметить, что, в принципе, это удается. Так, с 2001 по 2020 год инфляция в стране составила 450%, а розничные цены на АИ-95 выросли всего на 400%. При этом стоимость бензина не падала резко, когда нефть на международном рынке дешевела, и не взлетала сильно, когда сырье быстро дорожало.

Что происходит сейчас?

Материалы по теме

Сегодня цены, может, и снизились бы, как в 2016-м, но с 2019 года в отрасли введено правило, которого не было раньше.

Если в какой-то период экспортные цены на нефть оказываются выше внутренних, то государство компенсирует компаниям часть потерь, которые они несут из-за того, что не повышают цены на топливо в стране (причем речь не о реальной цене, а о расчетной, установленной правительством; в 2020 году это 53 600 рублей за тонну бензина). Такая ситуация держалась до февраля 2020 года, и за год государство выплатило компаниям 305 млрд рублей компенсации.

Если же расчетные внутренние цены оказываются выше, чем за рубежом, то нефтяники сами должны платить в бюджет долю от своих сверхдоходов на внутреннем рынке. Эту картину мы и наблюдаем с марта, когда нефть в мире резко подешевела.

Нефтяные компании заплатили уже несколько сотен миллиардов, и им, наверно, жалко. Не снижая теперь цену, они, возможно, пытаются переложить часть выплат в бюджет на плечи потребителей.

Ведь платить приходится с расчетной твердой цены, а не с реальной.

Кроме того, вклад в ситуацию вносит и пандемия. Весной, например, из-за почти двукратного падения спроса на бензин компании торговали себе в убыток. Какие уж там снижения.

Инфо о банках
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: